Правовая основа противодействия коррупции
Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Закон о противодействии коррупции (№ 273-ФЗ от 25.12.2008г.) является базовым и в нем устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, а также система мер, направленная на противодействие коррупции, которая состоит из 3-х элементов:
— мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих соответствующей угрозе (профилактика в широком смысле);
— по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию конкретных преступлений, (борьба);
— по минимизации и (или) ликвидации ее последствий.
Кроме того, законом устанавливается целый ряд обязанностей, ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной и муниципальной службы.
Среди них необходимо особо выделить следующие обязанности государственного и муниципального служащего:
— соблюдать ограничения, требования к служебному поведению;
— представлять представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
— уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие уполномоченные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;
— принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;
— передавать принадлежащие ему ценные бумаги, акции в доверительное управление в соответствие с законодательством Российской Федерации;
— в течение двух лет после увольнения с государственной службы при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя сведения о последнем месте своей службы (при замещении должностей, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации);
— гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликта интересов.
В зависимости от степени общественной опасности деяний коррупционного характера возникает как дисциплинарная, гражданско-правовая, административно-правовая, так и уголовная ответственность виновных.
Дисциплинарная ответственность наступает, если государственный служащий нарушает свои должностные обязанности.
К дисциплинарным коррупционным проступкам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями нарушения порядка исполнения своих профессиональных обязанностей, за которые установлена дисциплинарная ответственность.
К числу грубых дисциплинарных проступков относятся нарушения государственными гражданскими служащими запретов и ограничений, установленных статьями 16, 17 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», например, непредставление сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
За данные нарушения может быть применена такая мера дисциплинарного воздействия, как увольнение.
Гражданско-правовая ответственность государственного служащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей (должностного проступка).
К гражданско-правовым коррупционным проступкам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, предусмотренных главой 32 ГК РФ, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных главой 39 ГК РФ.
Административная ответственность — ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения.
К административным правонарушениям, в которых усматриваются коррупционные риски, могут быть отнесены следующие противоправные, виновные действия (бездействие):
— Незаконное вознаграждение от имени юридического лица (19.28 КоАП РФ);
— нецелевое использование бюджетных средств (ст.15.14 КоАП РФ);
— отказ в предоставлении информации гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации (ст. 5.39 КоАП РФ);
— нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и ее размещению в сети «Интернет» (ст. 13.27 КоАП РФ);
— нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов, содержащей сведения, относящиеся к информации ограниченного доступа, а также незаконное взимание платы за предоставление информации (ст.13.28 КоАП РФ);
— принятие решения о выборе способа размещения заказа с нарушением законодательства (ст.7.29 КоАП РФ);
— нарушение сроков опубликования на официальном сайте в сети «Интернет» информации о размещении заказа путем проведения торгов (ст. 7.30 КоАП РФ);
— нарушение членом конкурсной или единой комиссии порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, порядка открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (ст. 7.30 КоАП РФ);
— другие административные правонарушения, установленные ст. 7.30 КоАП РФ.
— нарушения, связанные с выборами и проведением избирательных компаний (ст.ст.5.16-5.20 КоАП РФ);
Уголовная ответственность применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления.
К преступлениям, связанным с коррупцией, относятся следующие общественно опасные деяния:
— злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); — незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); — получение взятки (ст. 290 УК РФ);
— дача взятки (ст. 291 УК РФ);
— служебный подлог (ст. 292 УК РФ);
— воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);
— контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ);
— провокация взятки (ст. 304 УК РФ) и другие.
Признаки коррупционного преступления:
— нанесение ущерба авторитету государственной службы;
— незаконный (противоправный) характер получаемых государственным служащим преимуществ (имущества, услуг или льгот);
— использование виновным своего служебного положения вопреки интересам государства;
— наличие у виновного умысла на причинение ущерба законной деятельности государственного аппарата, авторитету государственной службы;
— наличие у виновного корыстной или иной личной заинтересованности.
Информация от 14 ноября 2019 года
МКУ ПГТ «Уруша»
+79243424027
urusha-amur@yandex.ru
676020 Амурская область, Сковородинский район, посёлок городского типа Уруша, улица Партизанская, дом 19